14 марта 2018, Комментарии Комментарии к записи КАРТА ДОПУСКА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ отключены

Наименование

Цена

Калибровка аналогового тахографа 3000
Калибровка цифрового тахографа 3000
Установка пломбировочной крышки тахографа 500
Установка тахографа СКЗИ АТОЛ Drive Smart от 35 000
Установка тахографа СКЗИ VDO Continental 3283 от 43 000
Установка тахографа ЕСТР EFAS 4.5 от 39 000
Замена датчика скорости Kitas II + 7,500
Программация тахографа от 1200
Диагностика тахографа 500-1000
Ремонт тахографа от 2 500
Карта водителя для тахографа ЕСТР 3500
Карта водителя для тахографа СКЗИ 3500
   

Карточка МАП – способ обойти 36 Приказ Минтранса? С 1 января 2018 года все транспортные средства категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенные тахографами ЕСТР, но не осуществляющие международные перевозки, должны быть переоснащены тахографами, соответствующими Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” (36 Приказ Минтранса). Однако все не так просто, и далее мы увидим, что указанная схема существенно противоречит законодательству, а последствия данного мероприятия могут быть неблагоприятными как для перевозчика, уклоняющего от переоснащения транспортного средства, так и для международного перевозчика, осуществляющего незаконный бизнес по продаже карточек МАП. Не следует забывать, что между сторонами заключен договор аренды транспортного средства, по условиям которого автомобиль находится во владении международного перевозчика, и все риски, связанные с его эксплуатацией, ответственность, а также вред, причиненный им, возложены на арендатора. Затем автомобили вместе с оформленными на них карточками МАП возвращаются собственнику. Если сделка признана мнимой, то никакие права и обязанности у ее сторон не возникают (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).

Однако и для них рассматриваемая схема не вполне безопасна. Соответственно, у международного перевозчика не возникает права пользования транспортным средством, на которое он получает карточку МАП. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Интернет-просторы наполнены объявлениями: “Менять тахограф ЕСТР на тахограф с блоком СКЗИ не нужно!”, “Нет желания менять тахограф ЕСТР? Оформите карточку МАП!” и так далее.

Между тем представляется обоснованным следующая аргументация в пользу привлечения такого лица к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ. Нарушитель выявлен, а точнее, их двое: международный перевозчик, который в обход требований Постановления Правительства № 730 передал карточку МАП третьему лицу, и сам перевозчик, уклоняющийся от соблюдения требований 36 Приказа Минтранса и использующий чужую карточку МАП. В современном правовом регулировании существуют пробелы и коллизии, что приводит к возможности совершения подобных манипуляций и недобросовестному поведению правоприменителей. Выявить нарушителя здесь достаточно просто: владелец каточки МАП не совпадает с перевозчиком (которого контролирующие органы могут выявить на основании товаросопроводительных документов, путевых листов и пр.). Теперь необходимо привлечь виновных к ответственности и применить меры административного воздействия. В соответствии со статьей 642 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В первую очередь риск заключается в том, что международный перевозчик может истребовать транспортное средство на основании договора в свое владение. Таким образом при прекращении деятельности международного перевозчика или аннулировании его удостоверения допуска все карточки МАП, в том числе, переданные третьим лицам, автоматически будут аннулированы, что ставит в зависимость перевозчика, уклоняющегося от выполнения требований 36 Приказа Минтранса, от хозяйственной деятельности международного перевозчика. Отметим императивный характер норм, установленных статьями 644, 645,648 ГК РФ. В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства от 16.10.2001 № 730 “Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок” (Постановление Правительства № 730) передача карточек допуска для использования транспортного средства, не принадлежащего владельцу указанного удостоверения допуска к осуществлению международных перевозок либо переданного им во владение другому лицу, запрещается. Вопрос о привлечении к ответственности по статье 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) перевозчика, использующего карточку МАП, но не имеющего удостоверения допуска к международным перевозкам, носит неоднозначный характер, поскольку 36 Приказом Минтранса от оснащения тахографами освобождаются категории транспортных средств, а не перевозчиков.

Посредством такой нехитрой манипуляции перевозчикам удается уклониться от соблюдения законодательных требований, и выглядит это, на первый взгляд, вполне законно. Это означает, что, если договор аренды транспортного средства заключался только на период времени, необходимый для получения карточки МАП, а по факту ее получения договор разрывался, то карточка МАП оказывается недействительной – срок ее действия заканчивается вместе с договором аренды. Как это работает? Сейчас на рынке много предложений, которые обещают помочь оформить карточку МАП на автомобили. Во вторую очередь, согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ № 730 удостоверение и карточка допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Карта допуска на международные перевозки

При этом доказать в суде свою невиновность международному перевозчику будет крайне затруднительно, поскольку он обязан будет доказать, что перевозка была совершена не им, но тогда он должен признаться, что передал карту допуска иному лицу, что так же является нарушением законодательства о международных автомобильных перевозках. Одно можно заключить точно: на текущий момент перевозчики имеют реальную возможность уклоняться от соблюдения требований 36 Приказа Минтранса в части переоснащения транспортных средств и при этом оставаться безнаказанными. Как выявить правонарушение? “Не пойман – не вор” – под таким лозунгом приходится работать контролирующим органам. В случае остановки транспортного средства контролирующими органами водитель просто предъявляет карточку МАП, тем самым убеждая инспектора, что автомобиль является исключением, предусмотренным 36 Приказом Минтранса. В связи этим передача карточки МАП иному лицу недопустима и противоречит основной цели установления порядка допуска транспортных средств к международным перевозкам. Единственным рычагом воздействия на недобросовестных перевозчиков остается контроль на дорогах. Также следует учитывать, что в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.06.2014 № 158 “Об утверждении форм бланков удостоверения и карточек допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок” срок действия карточки МАП, полученной на основании договора аренды транспортного средства, не может превышать срок действия договора аренды, во всех остальных случаях карточка допуска выдается на срок действия удостоверения допуска.

Говоря простыми словами, перевозчику в данном случае передается уже недействительная карточка МАП, за которую он заплатил реальные деньги. Таким образом по формальным признакам транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска, освобождаются от оснащения тахографами. Однако данный договор требуется исключительно для оформления карточки, фактически автомобиль остается во владении собственника, “арендодатель” не передает его “арендатору”, “арендатор” не использует транспортное средство и не производит арендные платежи. В связи с отсутствием правового обоснования освобождения транспортного средства от оснащения тахографом должностное лицо имеет основания привлечь перевозчика к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому в случае предъявления контролирующему органу чужой карточки МАП должностное лицо может прийти к выводу, что ввиду отсутствия у перевозчика права использования этой карточки, а также факта ее получения незаконным путем, она не может приниматься во внимание при рассмотрении дела об административном правонарушении и является недопустимым доказательством. Такие действия международного перевозчика и лица, фиктивно получающего карточку МАП, могут быть квалифицированы как использование заведомо подложного документа (часть 3 статьи 327 УК РФ) при оформлении официального документа. Также обращаем внимание, что законодатель не регулирует ответственность лица, незаконно использующего карточку МАП при осуществлении перевозок.

Из вышеизложенного следует, что, несмотря на проблемы в правовом регулировании, передача карточек МАП является рискованной операцией для обеих сторон. Этим обеспечивается соответствие положениям абзаца 8 Приложения № 2 36 Приказа Минтранса, а владелец считает, что благополучно обошел требования указанного нормативного документа, и не меняет тахограф. Международный перевозчик – лицо, получившее удостоверение допуска к международным перевозкам в установленном порядке, на которое оформлены карточки МАП. Осуществление международных перевозок требует от перевозчика соответствия дополнительным требованиям, которое подтверждается удостоверением допуска. Вот здесь-то и начинаются проблемы у контролирующих органов: нарушение законодательства налицо, есть виновные лица, но нет соответствующих санкций. Вероятно, в скором времени сформируется судебная практика по указанному вопросу, тем не менее, в настоящий момент нельзя сделать однозначный вывод, каким образом суды будут рассматривать такие дела.

Таким образом сама процедура получения карточки МАП приобретает оспоримый характер, то есть ее можно признать недействительной, что повлечет правовые последствия как для международного перевозчика (выявление факта нарушения правил перевозки), так и для перевозчика, уклоняющегося от замены модели тахографа (отмена выдачи карточки МАП и возложение на него последствий использования тахографа, не соответствующего требованиям 36 Приказа Минтранса). Поэтому Ространснадзор вынужден выдавать карточки МАП даже заявителям, соответствующим требованиям только формально. Более того, в соответствии со статьей 170 ГК РФ сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая сделка), является ничтожной. И многие пользуются этой уловкой, чтобы уйти от обязательств по переоснащению тахографами с блоком СКЗИ. Осуществить это можно через организации, ранее получившие удостоверение допуска к осуществлению международных перевозок (международные перевозчики). Более того, рассмотренная схема противоречит не только духу закона, но и правовым предписаниям.

Если международный перевозчик, оформивший карту МАП другому лицу, вместе с картой передает ему действующий договор аренды и оформляет на себя путевые листы, то он так же рискует лишиться допуска к международным перевозкам и тем, что все карточки МАП будут аннулированы! Ведь при осуществлении такой перевозки могут быть нарушены правила международных перевозок, например, не соблюдаться режимы труда и отдыха водителей (и это в дальнейшем может привести к приостановке или аннулированию удостоверения допуска). Правомерность передачи карточки МАП третьим лицам. Именно поэтому карточка МАП выдается с привязкой к удостоверению и подтверждает, что транспортное средство принадлежит международному перевозчику и эксплуатируется им в соответствии с правилами осуществления международным перевозок. Транспортные средства, принадлежащие перевозчикам, не имеющим допуска к международным перевозкам, передаются в аренду международным перевозчикам, которые на основании имеющихся у них удостоверений допуска оформляют карточки МАП. Исходя из содержания статьи 642 ГК РФ договор аренды транспортного средства без экипажа является реальным, поскольку в данной норме указывается, что арендодатель предоставляет транспортное средство, а значит, он считается заключенным с момента передачи имущества арендатору, в случае отсутствия факта передачи и факта пользования транспортным средством арендатором договор будет признан незаключенным.

Здесь важно учитывать, что для приостановки действия или аннулирования удостоверения достаточно двух нарушений порядка осуществления перевозчиком международных перевозок, при этом не имеет значения однородность таких нарушений – достаточно дважды нарушить любое из положений законодательства РФ или международных договоров при осуществлении международных перевозок. Однако ее выдача осуществляется только лицам, допущенным к осуществлению международных перевозок, то есть заявитель должен обладать определенным статусом, получить который куда сложнее, чем просто оформить карточку МАП. Однако данная процедура сопряжена с рядом нюансов и негативных последствий. Указанные обстоятельства повлекут отсутствие оснований для получения карточки МАП на данное транспортное средство. Таким образом в случае эксплуатации транспортного средства третьим лицом чужая карточка МАП использоваться не может.

В случае аннулирования удостоверения допуска к международным перевозкам перевозчик сможет получить новое не ранее, чем через год (подпункт 4 пункта 15 Постановления Правительства № 730). В первую очередь следует отметить, что в рамках рассматриваемой схемы чаще всего заключается договор аренды транспортного средства, на которое получается карточка МАП. Отказать в выдаче карточек МАП, приостановить действие или аннулировать удостоверение допуска к международным перевозкам Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) может только в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства № 730. Равно как и при аннулировании удостоверения допуска в связи с виновными действиями международного перевозчика, все карточки МАП утрачивают силу. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” (127-ФЗ) в случае неоднократных нарушений российским перевозчиком порядка осуществления международных автомобильных перевозок действие удостоверения допуска может быть приостановлено или указанное удостоверение может быть аннулировано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Уйти от выполнения требований 36 Приказа Минтранса в части переоснащения возможно, если транспортное средство является исключением, предусмотренным абзацем 8 Приложения № 2 данного нормативного документа: “транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. № 158 “Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок” (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля г.)” Как видно из указанной формулировки, для соответствия требованию достаточно получить карточку допуска к международным перевозкам (карточка МАП), которая выдается на транспортное средство. Поскольку на сегодняшний день указанная схема получает широкое распространение, ожидается, что законодатель будет вынужден предпринять меры и ужесточить ответственность за нарушение правил международной автомобильной перевозки, а также порядок допуска к международным перевозкам.

Ространснадзор ведет реестр выданных удостоверений и карточек МАП, в котором содержатся, в том числе, сведения об основаниях и датах приостановления, возобновления действия и аннулирования удостоверений. Таким образом международный перевозчик рискует лишиться удостоверения допуска из-за действий сотрудников другого лица. В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства № 730 передача карточек МАП третьим лицам запрещена. В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства № 730 орган транспортного контроля и надзора при выявлении нарушений владельцем удостоверения требований законодательства РФ, международных договоров и Порядка, установленного Постановлением Правительства № 730, вправе: – приостанавливать действие удостоверения на срок не более 6 месяцев, Таким образом при выявлении передачи международным перевозчиком карточки МАП третьему лицу (нарушение пункта 17 Постановления Правительства № 730) контролирующие органы вправе вынести предупреждение международному перевозчику и обязать его устранить нарушения в установленный срок. При этом, как показывает правоприменительная практика, суд придерживается позиции, что удостоверение выдается на конкретное юридическое лицо, карточки МАП выдаются на основании указанного удостоверения, соответственно, так же – на конкретное юридическое лицо, в связи с чем все нарушения, совершенные с участием транспортных средств, на которые оформлена карточка допуска, признаются нарушениями со стороны указанного юридического лица (Постановление ФАС Московского округа от 23.07.2008 № КА-А40/6541-08 по делу № А40-66835/07-121-464). Важно сразу понимать, что большинство из этих объявлений предлагают не официальное получение карточки МАП на транспортную компанию, а оформление через стороннего перевозчика, имеющего удостоверение о допуске к международным перевозкам.

Карточка МАП обеспечивает подтверждение, что конкретный автомобиль эксплуатируется международным перевозчиком, соответствующим всем требованиям. Объективная сторона части 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) “Использование заведомо подложного документа” заключается в предъявлении заведомо подложного документа государственным муниципальным органам, юридическим лицам, гражданам с целью получения прав либо освобождения от обязанностей.

Смотрите также

ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!
Позвоните нам